Павлодарский филиал АО

"Национальный Центр

Экспертизы и Сертификации"

Cтандартизация, метрология и сертификация продукции, услуг, систем менеджмента и других услуг

Телефон:

8 (7182)-390-688

Оснащение транспортных средств устройством вызова экстренных оперативных служб в Казахстане!

« Назад

25.01.2017 07:55

В соответствии с требованиями  технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011) с 1 января 2017 года все транспортные средства категорий М и N, выпускаемые в обращение на территории государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) должны оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб. Согласно действующему Закону Республики Казахстан "О дорожном движении" и ТР ТС 018/2011 «устройство вызова экстренных оперативных служб - устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и иной чрезвычайной ситуации, а также двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи».

Данное требование касается также единичных транспортных средств, ввозимых на территорию ЕАЭС из третьих стран.

Фактически выполнить данное требование изготовителям колесных транспортных средств Республики Казахстан не представляется возможным ввиду отсутствия действующей службы экстренного вызова  при авариях и катастрофах (далее – «ЭВАК»). Система «ЭВАК» - это государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов навигационных спутниковых систем, и обеспечивающая экстренное предоставление в оперативные службы информации о ДТП на автомобильных дорогах Республики Казахстан. Основная цель создания системы ЭВАК – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, что позволит понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию (поломка автомобиля, изменение метеорологической ситуации, резкое ухудшение состояния водителя и т.п.) на дороге.

По имеющимся у нас сведениям, в конце 2016 года принцип работы системы «ЭВАК» только в тестовом режиме был продемонстрирован разработчиком системы ДТОО «Институт космической техники и технологий» (далее – институт). В настоящее время, со слов заместителя директора института, система «технически готова», но до сих пор уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций не решены организационные вопросы, входящие в их компетенцию согласно подпункту 5-4) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении", одним из которых является «определение юридического лица, осуществляющего функции оператора системы экстренного вызова», который должен обеспечивать в момент аварии передачу данных об аварии от бортового терминала в оперативную службу.

При этом в различных интернет – ресурсах периодически публикуется противоречивая информация о сроках разработки и внедрения системы «ЭВАК» в республике, например, на сайте Ratel.kz 10 июня 2016 года была опубликована  статья под названием «Систему ЭВАК в Казахстане сдадут в эксплуатацию в конце 2017 года - МИР РК». Данное сообщение опубликовано от Казахского телеграфного агентства (КазТАГ) со ссылкой на пресс-службу аэрокосмического комитета министерства по инвестициям и развитию (МИР) РК.

На Белорусском портале TUT.BY 4 января 2017 года опубликована статья «Автомобили без обязательной «Тревожной кнопки» можно будет ввозить до конца 2018 года», в которой говорится, что система «ЭВАК» уже работает на нашей территории.

Учитывая, что уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, своевременно не провел работы по созданию службы экстренного вызова «ЭВАК», изготовителям Республики Казахстан придется  обращаться в Россию за услугами по приобретению, установке и испытанию транспортных средств  на предмет выполнения требования ТР ТС 018/2011.

Для сведения сообщаем, что Беларусь из-за отсутствия аналогичной службы внутри страны приняла «решение о возможности выпуска в обращение на территории Беларуси до 31 декабря 2018 года транспортных средств без оснащения их аппаратурой спутниковой навигации и устройствами (системами) вызова экстренных оперативных служб».

Хотелось бы надеяться, что государства-члены таможенного союза будут своевременно создавать условия для выполнения требований технических регламентов Таможенного союза   с учетом установленных переходных положений в целях поэтапного перехода на новые требования и документы.

 

 

 

Сауле Искакова,

начальник отдела подтверждения

соответствия продукции и услуг